Когда музы нет дома: творческий кризис как образ жизни

Агент, который «раскручивает» иллюстраторов, отверг кандидатуру Доминика.
— Я хочу еще 150 работ — сказал он, закрывая папку с красивыми картинками, 150 работ лично мне, в мое пользование, с правами и подписью. В виде страховки.
— Страховки от чего?
— От творческого кризиса! А вообще, если серьезно, то лучше 200. Уж больно он творческий, этот ваш Доминик. Сгорит, влюбится, в долги влипнет, засомневается в себе, а я потом буду перед заказчиками на коленях ползать. Знаете, сколько раз уже такое было?
Конечно, знаю. Я даже когда-то рисовала шуточную историю в картинках, которая описывала все стадии творческого кризиса у дизайнера.

Начинать волноваться нужно, когда дизайнер старательно откладывает встречу, на которой нужно показать первые эскизы и откровенно тянуть время. Или когда он приносит эскиз, который иначе как «слабеньким» назвать нельзя, а в ответ на настойчивый совет переделать, приносит через 4 дня практически то же самое, с несколькими едва заметными изменениями.
Это означает, что ничего особенного ему в голову не приходит, а то что получается — не нравится до такой степени, что стыдно даже показать и обсудить с коллегами. Это состояние называется страшным выражением «творческий кризис», и развивается оно по нескольким возможным причинам:

Дизайнер просто не может придумать ничего нового, потому что в последнее время приходилось делать это слишком часто. Когда от человека требуют сразу много разных идей, он быстро проходит все этапы «массового производства эскизов» — сначала «выдает» все лучшее, что у него есть, потом начинает вспоминать идеи, которые когда-то были отложены в сторону, затем прочесывает библиотеки и фототеки и перерабатывает полученные впечатления в «интересные мысли», после чего идеи кончаются. Так как он быстро прошелся по всему, что у него было, все начинает казаться знакомым, и появляется ощущение, что больше он не может сделать ничего нового.
Он был очень занят собственными проблемами или проектами и поэтому взялся за работу слишком поздно. Проблемы, которые не дают собраться с мыслями, бывают в жизни каждого человека — больные дети или родители, долги, разводы, переезды, которые, как известно, засчитываются за «пол-пожара» — все это может выбить из колеи основательно и надолго. Не меньшей катастрофой может оказаться творческий приступ, направленный на «постороннее дело». Все мы видели безумные проекты, от которых невозможно оторваться. Они захватывают до такой степени, что кажутся самым важным делом на свете, и ни о чем другом думать невозможно. Даже оторвавшись от проблем или проектов и бросившись работать слишком поздно, дизайнер не может сделать ничего хорошего. Потому что мысли все равно в другом месте, а задача усложняется еще и тем, что времени больше нет.
Поставленная задача ничего не говорит дизайнеру.
Разбираться во всем невозможно. Если дизайнеру близка тема, которую надо разрабатывать, это везение. Чаще его просят иллюстрировать незнакомые и неинтересные явления, требуют сделать работу в стиле, который ему, как назло, плохо знаком или навязывают манеру исполнения, к которой он по каким-то причинам испытывает личную антипатию.
Жизнь дизайнера сложилась так удачно, что после нескольких хороших работ ему долгое время постоянно говорили, что он — гений, который все делает безупречно. Наслушавшись таких приятных вещей, человек иногда «взлетает» слишком высоко и перестает стараться. А сделав плохую работу, не хочет ее переделывать, потому что уверен в своей безупречности и принимает критику заказчика или арт-директора за каприз. Когда ему говорят в более жесткой форме, что «все плохо», он расстраивается, и у него опускаются руки.
Все это приводит к тому, что дизайнер, едва прочитав техническое задание не делает хорошего, сильного эскиза, полного искрометных идей. Так как это состояние не является для него привычным, он не сразу начинает беспокоиться и некоторое время отодвигает от себя «момент истины», уверенный в том, что стоит только сесть на одну ночку, и все получится. Когда он наконец садится работать и обнаруживает, что хорошей идеи нет и не предвидится, начинаются паника и метания.

Заметить, что дизайнер впадает в творческий кризис довольно просто.

Узнав про задание все, он затихает и уползает в свой угол. Не говорит, что у него есть хорошая идея, не хвастается тем, как ему хорошо работается и не показывает эскизов. Можно подумать, что он «ушел в себя»и работа захватила его, но вскоре становится ясно, что это не так.
Чем ближе к первому показу работ, тем более невидимым становится дизайнер. Он старается не попадаться на глаза арт-директору или хотя бы не говорить с ним о работе. От предложений посмотреть эскизы он откровенно уклоняется.
Когда, окончательно потеряв терпение, арт-директор ставит дизайнера к стенке и требует показать эскизы немедленно, тот сообщает, что все почти готово. Осталось только поправить несколько мелочей. При этом просит его не ждать, обещая, что подготовит все только поздно вечером или ночью. Это означает, что ничего не готово вообще, работа не начиналась или была брошена сразу после первых штрихов. А теперь он собирается все сделать ночью и «выбивает» себе последнюю отсрочку.
Если начальство слишком поздно замечает, что у дизайнера творческий кризис, а потом начинает подгонять его слишком настойчиво, дизайнер часто начинает вести себя как ребенок, загнанный в угол. Сначала уворачивается как может: начинает «болеть», приходить на работу позже, отпрашиваться, брать отпуск. Если все эти извороты не помогают выколотить несколько дней на исправление положения, дизайнер начинает просто «пропадать»: не является на работу, выключает телефоны и закрывает двери, а потом выдумывает драматичные обоснования своих поступков. Но это уже крайности, и, проделав такое, дизайнер часто вылетает с работы или вскоре уходит сам. Потому что работодатель больше не может быть в нем уверен (он бросил всех в ответственный момент), да и самому бывает стыдно за свое поведение.
В последние годы, когда везде царил бум интернетных технологий, и хороший дизайнер находил новую работу за два дня, многие позволили себе отработать весь вышеописанный сценарий несколько раз, и успокаивались только, когда «все большие фирмы в городе кончались». И это — вовсе не потому, что они такие злые и нехорошие. Просто «творческий кризис» — самое обычное явление, периодически настигающее каждого. Описанные здесь действия являются самым простым, что можно сделать, когда это неконструктивное состояние охватывает человека без предупреждения.

Но стоит помнить о том, что подобные истории никому хорошей репутации и доброй славы не прибавили. Даже в большом городе, где много больших фирм, нуждающихся в дизайнерах, такая истерика может «аукнуться», когда дизайнер в следующий раз будет искать работу.

На самом деле, все не так страшно. Наступления творческого кризиса часто можно избежать или пережить его без больших потерь. Для этого надо всего лишь следовать нескольким простым правилам:

Не «вываливайте» на каждое задание все лучшее, что у вас есть. Грамотный арт-директор все равно не будет предлагать заказчику миллион идей — у него только глаза разбегутся, он или не выберет ничего или потребует все смешать в одну кучу. Поэтому, чаще всего достаточно одной идеи с предложением ее купить. Соответственно, арт-директору тоже не нужно притаскивать 33 идеи, даже если они, на ваш взгляд, подходят к данному заданию все. Выберите одну-две, которые годятся лучше прочих, а остальные приберегите, они вам еще понадобятся.
Если вы недавно показывали коллегам удачный эскиз, который не пригодился, не стыдитесь примерить его к новому заданию, даже если большинство коллег это заметят. Хорошие идеи — слишком ценное «добро», чтобы выбрасывать их на помойку только потому, что они уже были кому-то показаны. Делать такие вещи в присутствии заказчиков не обязательно, но в агентстве или студии «все свои» и знают цену оригинальным находкам.
Если идея кажется вам тупиковой, а кто-то из коллег отзывается о ней с восторгом, подарите ее. Лучше наблюдать, как другой делает из вашей мысли нечто хорошее, чем похоронить ее. Возможно, в следующий раз кто-нибудь подарит свою идею вам.
Храните невостребованные идеи и не пригодившиеся полеты фантазии в тетрадках и коробочках. А когда в голове будет пусто — обратитесь к ним. Может среди них найдется подходящее решение.
Если с вами все же случился творческий кризис, признавайтесь в этом как можно скорее. Никто не лишит вас шанса попробовать выполнить задание, но по крайней мере арт-директор будет готов вас заменить, если вы не справитесь совсем. Если арт-директор заметил, что кто-то из его дизайнеров «захандрил», хорошо бы ему вытащить из дизайнера все то же признание. И по-хорошему предложить вместе поискать выход из положения, пока не поздно.
Не надо думать, что произошла какая-то редкостная трагедия. Творческий кризис — это естественное состояние большинства людей. Если вам ни разу не доводилось этого испытать, считайте, что вам повезло. А «творческий приступ», который заставляет людей выполнять сложные заказы с легкостью и вдохновением — на самом деле подарок судьбы и расчитывать на него нельзя.
При первом же столкновении с творческим кризисом дизайнер показывает, какой он профессионал. Потому что профессионализм заключается именно в умении хорошо работать, даже когда прекрасные идеи и гениальные решения не падают с неба, стоит только этого захотеть. Обратите внимание на высказывание агента в начале этого рассказа: он не доверяет художнику. Потому что боится, что творчество — это все, что у него есть. Чем больше у человека творческих порывов, тем больше он полагается только на них. И тем хуже это кончается.
Заметив, что вы погрузились в кризис, беритесь за работу немедленно. Если у вас есть шанс сделать работу хорошо, имейте в виду, что теперь на нее уйдет заметно больше времени.
***
Эта статья была написана вместо ответа на 9 писем, которые мне прислали читатели. (Вот на какие мысли наводит сказка про Музу.) Почти в каждом письме авторы спрашивают: «Что же делать?» и вздыхают: «Мне так грустно!».
Не вздыхайте. И ничего не делайте. Работайте как можете, старайтесь никого не подвести, и ждите, когда пройдет. А пройдет обязательно. Все проходит 🙂

Предыдущая запись
Брать или не брать
Следующая запись
Сделай то, не знаю что (сначала выполни собственный заказ)

Related Posts